История кованых изделий


Как становилось "огненное ремесло"

Бронзовый век

Первым металлом, который узнало человечество, была самородная медь (по другим источникам - золото). Знакомство человека с медью состоялось примерно 6 тысячелетий назад. С этого момента история человечества пошла по качественно иному пути: камень уступил позиции металлу. Следующим металлом в арсенале людей стала бронза - сплав меди с оловом. Открытие бронзы завершило непродолжительный "медный век" и положило начало двум бронзовым тысячелетиям. В бронзовом веке было создано множество великолепных произведений искусства, часть которых дошла и до наших дней. Предположительно, бронза была получена случайно -  в ходе выплавки меди. По сравнению с материнским металлом бронза оказалась более легкоплавкой, но и более твердой. Орудия труда из бронзы были качественнее и служили дольше, чем медные или каменные. И если медь обрабатывали способом холодной ковки при помощи каменных ударных инструментов, то с появлением бронзы возникла новая техника обработки металла - литье. О более позднем периоде мы можем судить по единичным сохранившимся материальным памятникам и трудам первых историков: Геродота и Плиния Старшего. Важным источником информации о культе античной Греции являются поэмы Гомера "Одиссея" и "Илиада", в которых описываются события бронзового века. Косвенно на важность кузнечного ремесла в жизни древних греков указывает то место, которое занимал в пантеоне античных богов Гефест (Вулкан) - бог огня и художественного ремесла, покровитель кузнецов. Будучи сыном Зевса, главного бога греческого Олимпа, и его официальной жены Геры, Гефест сам был отличным кузнецом и прекрасным художником. Благодаря усилиям Гефест все боги Олимпа обитали в великолепных дворцах, изготовленных из металла.

Детство и отрочество: начало железного века

В начале 1-го тысячелетия до н.э. на смену бронзового веку пришел век железный. Хотя первые предметы из железа, обнаруженные на территории нынешних Сирии и Ирана, датируют 3 в. до н.э., то есть железо (метеоритного происхождения) умели уже обрабатывать уже в бронзовом веке. Переход к новому металлу объясняется тем, что люди научились добывать железо из недр Земли и перестали зависить от метеоритных дождей. Открыв железные руды, древние люди обнаружили, что железо окружает их повсюду. Кроме того, по мере освоения железа была выявлена зависимость физических свойств металла от способа его обработки. "Металлургическая революция" затронула практически все регионы Европы и Ближнего Востока. Причем железное ремесло получило развитие не только в древних рабовладельческих государствах, которые накопили достаточно богатый опыт обработки бронзы, золота и серебра, но и в невежественных в этом плане первобытных временах. Однако распространение железной металлургии происходило неравномерно и в разное время. 

Предположительно, способ получения железа из железных руд был открыт во 2-ом тысячелетии до н.э. в западной части Азии. В 12-11 веках до н.э. произошел массовый переход к производству железа в Древней Греции, государствах Закавказья и на Ближнем Востоке. Самый древний способ получения железа из железной руду - сыродутный. По наиболее распространенной версии, сыродутный процесс впервые был применен племенами, живущими в горах Армении и подчинявшимися хеттам. Древние кузнецы дробили куски железной руды, смешивали их с древесным углем и помещали в специальные ямы (горны), вырытые с наветренной стороны высоких холмов или гор. После этого древесный уголь поджигали. Под воздействием высокой температуры руда превращалась в железо. Но так как температура была ниже точки плавления железа, то металл, полученный сыродутным способом, имел не жидкую, а губчатую консистенцию. Для придания крице (комку пористого железа) нужной формы ее подвергали горячей ковке. Мягкое железо либо закаливали в воде или масле, либо погружали в тушу животного. Сыродутное железо уступало по прочности бронзе. Предметы, изготовленные из него, отличились достаточно низкими механическими свойствами. 

В 9-7 веках до н.э.были изобретены ковка, закалка и способы изготовления стали - углеродистого сплава железа. В памятниках литературы этого периода появляются упоминание не только уже известного литья, но и горячей ковки. Из литературы же узнаем, что закалку стали древнегреческие кузнецы осуществляли в воде, крови или бараньем сале.

Благодаря более высокий механически свойствам стали и общедоступности залежей железных руд бронза была окончательно вытеснена черным металлом. Из железа начали изготавливать не только предметы языческого культа или украшения, но также оружие и орудия труда.

На территории Западной Европы начало железного века связывают с так называемой "гальштатской культурой" датируемой примерно 9-4 веками до н.э. Культура названа по могильнику , обнаруженному археологами вблизи г.Гальштат (Австрия). Среди прочих предметов в захоронении было найдено железное оружие: мечи, топорики, кинжалы, накожники копий. Для гальштатской культуры, распространенной на территории Австрии, Германии, Югославии, Албании и отчасти Чехии и Франции, было характерно производство и использование как бронзовых, так и железных орудий труда. При этом прослеживалось влияние формы бронзового литья на железные изделия. Для ковки железа гальштатские кузнецы использовали в основном технику резких чеканящих ударов, заимствованную из техники обработки бронзы. К 4 веку гальштатскую культуру сменила "латинская".

Латинская культура - это культура кельтских племен, которые во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. расселились на значительной территории центральной Европы. Культура получило название по швейцарскому городищу Латен. К этому моменту бронзовые орудия труда были уже полностью вытеснены железными. Латинские кузнецы в совершенстве овладели техникой ковки железа в нагретом состоянии. Наблюдая за поведением металла в режиме воздействия высоких температур, кельты начали осваивать закономерности пластической деформации металла. Крица поступала к кельтам в виде прутков или дисков и часто была предметом торговли. У британских кельтов кричный полуфабрикат выступал в роли платежного средства. Кованые изделия кельтов отличались большой сложностью и оригинальностью, нежели находки гальштатского периода.

Латинская культура оказала значительное влияние на культуру многих европейских племен некельтского происхождения, включая, предположительно, и славян.

Юность: кузнечное ремесло в средние века

В начале новой эры, берущей отсчет от Рождества Христова, античная цивилизация уживалась бок о бок с так называемыми "варварскими племенами", находящимися на стадии первобытнообщинного строя. "Варварами" эти племена называют условно: древние европейцы обладали самобытной, высоко развитой материальной и духовной культурой, что наглядно представлено на примере кельтов. В 3-4 веках до н.э. началось Великое переселение народов, которое привело к гибели античной цивилизации. Культура древних греков и римлян была отчасти уничтожена, отчасти ассимилирована варварскими племенами. С момента вторжения варваров в Римскую империю, античные города пришли в упадок. Искусство античных ремесленников, включая кузнецов, стала исчезать. В целом в этот смутный период европейской истории достаточно трудно восстановить картину об уровне развития художественных ремёсел. Первые и единичные железные находки, обнаруженные в Моравии, относятся только к 8-9 векам н.э.

В смутные времена малочисленное население Европы жило в деревнях и феодальных замках, то постепенно с ростом экономической стабильности ситуация менялась коренным образом. Численность населения Европы росла из года в год. "Лишним" людям необходимо было искать не аграрные способы пропитания, что привело к развитию ремесел. Самыми востребованными были металлические и мануфактурные ремесла. При дворе каждого крупного феодала работали так называемые "министериальные" ремесленники, которые изготавливали предметы домашнего обихода. И ходя трудно говорить о принципиальном разделении труда в раннем Средневековье, тем не менее, имеются сведения о различных специализациях кузнечного дела: щитников, оружейников, железняков и др. В частности железняки поставляли ко двору феодала железный полуфабрикат. В большинстве же случаев средневековый кузнец нередко выступал и в роли и литейщика, и слесаря и т.п.

Ремесленники существовали не только при феодальных замках, но и при богатых монастырях, которые представляли собой другой пример социальной общности раннего Средневековья. Помимо предметов обихода, монастырские ремесленники изготавливали вещи, которые сегодня воспринимаются произведениями искусства: подсвечники, кадила, ложки и другие предметы религиозного культа и быта. Деревянные двери христианских храмов укреплялись коваными деталями - горизонтальными консолями, которые разветвлялись в спирали и покрывали собой всю поверхность, тем самым соединяя вместе дубовые доски. Наиболее интересными примерами работы средневековых кузнецов являются храмовые решетки, выполненные в романском стиле. Массивные решетки составлялись из вертикальных прутков квадратного сечения, зафиксированных наискось или отвесно. Образовавшиеся между прутиками пустоты равномерно заполнялись спиралями.

Становление ремесла привело к расширению торговли, которая в свою очередь послужила причиной серьезных перемен, связанных с бурным развитием нового политического, экономического и социального феномена - средневекового города. Первые города представляли собой торговые поселения, куда съезжались ремесленники и купцы всех мастей. Уже в 12 веке средневековые города становятся центрами духовной и материальной культуры, очагами распространения нового мировоззрения. Процветания средневековых городов, зарождение книгопечатания, возникновения университетов, всё это способствовало тому, что в 12-13 веках возникло новое мировосприятие, а вместе с ним и новое стилевое направление в художественной жизни Европы - готика.

С развитием городских ремесел появляются первые признаки организации ремесленного труда. Единицей организации трудового люда средневекового города становится цех, объединяющий ремесленников, занимающихся однородным ремеслом.

В 13 веке появляются первые отчетливые признаки специализации в кузнечном ремесле: гомогенная масса кузнецов дробился на шлемников, кольчужников, латников, лопатников, ножовщиков и всевозможных граверов по металлу. Каждое из перечисленных направлений кузнечного ремесла становилось самостоятельным ремеслом. Специализацию большинства ремесленников можно легко определить по названию. В частности заочники занимались изготовлением замков и решеток, шлемник - шлемов и т.д.

Основным интересом кузнечного дела 16-17 веков были декоративные решетки, поэтому совершенствование кузнечной технологии шло в рамках изготовления именно этого предмета. Четырехгранные прутья были заменены более удобные в работе круглыми прутиками, холодная клепка - ковкой в горячем состоянии. В местах пересечения прутков делались просечки, в которые они продевались. Решетка из круглых прутков была не менее прочной, чем готическая, но одновременно более лукой и изящной. В некоторых случаях решетки напоминали застывшее в железе тончайшее кружево.

В конце средних веков впервые появляется феномен авторства. Если до этого произведения художественных ремесел были анонимны, то в 16 веке они обретают имена мастеров, изготовивших их. Благодаря мишенным клеймам в анналах европейской истории сохранились имена таких кузнецов, как Ганс Мезьер, Ганс Шуге, Паулс Кун и др.

Расширение сети металлургических предприятий, появление новых технологий обработки металла и соответственно новых инструментов, изобретение круглого крутка, общий подъем в культурной и художественной жизни многих европейских стран, - всё это способствовало прогрессу в области кузнечного ремесла.

Зрелость "Золотой век" художественной ковки

Несмотря на то, что в архитектуре 17 века наметились значительные стилевые изменения, кузнечное ремесло долгое время оставалось консервативным. Новые архитектурные формы продолжали украшать решетками, выполненными по канонам 16 века.

Отправной точкой для смены стиля послужило изменение основного элемента решетки-все того же круглого крутка, определившего характер кузнечного творчества вплоть до тридцатых годов 18 века. Круглые прутки закручивались в спирали и кольца подобно каллиграфическому письму. В местах соединения прятки расплющивались и оформлялись в виде листьев, на которых нередко выполняли гравировку.

Уже во второй половине 17 века у Европы в области кузнечного художественного творчества появляется единая "законодательница мод" - Франция. С восшествием на престол Людовика 14 (1638-1715) во Франции начинается период расцвета абсолютной монархии. С возникновением мануфактур появляются первые признаки капиталистического предпринимательства. В искусстве и художественных ремеслах воцаряется новый стиль - барокко, который своей пышностью, торжественностью и чрезмерностью как нельзя лучше отражает господство абсолютизма. В начале 18 века "французский вкус" распространяется по всей Европе и становится самым модным авторитетным на протяжении нескольких столетий.

Развитие кузнечного дела во Франции было тесно связано с оживлением строительства, поэтому французские кузнецы 17-18 веков работали в тесном контакте с архитекторами. Более того, часто бывало так, что кузнец отталкивался от проекта, предложенного архитектором, к которому необходимо было приспособить технику ковки. Главный акцент в кузнечном деле эпохи барокко делался не на техники ковки, которая оставалась прежней. Новшества касались главным образом стилевых особенностей кованных изделий. Основным элементом решеток в стиле барокко был акантовый лист, сопровождавший круглые и скрученные в спирали прутья. Не отказалось барокко и от средневековых четырехгранных и плоских прутков, которые теперь использовались по новому. Отдельные прутья не пересекались, а лишь соприкасались с друг другом. Линии прутьев стали кривыми и нередко С-образно закручивались.

Работы нашей фабрики кованых изделий

Кованые изделия
Кованые изделия
Кованый балкон
Кованый балкон
Кованый козырек
Кованый козырек
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованые изделия
Кованые изделия
Кованый балкон
Кованый балкон
Кованый козырек
Кованый козырек
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованое ограждение
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованые ограждения
Кованые ограждения

Если Вам понравились наши работы, звоните сейчас и получите скидку

8 777 65120 01


"Фабрика кованых изделий"

Наш адрес: ул.Розыбакиева/ул.Рыскулова

Тел:  +7 (777) 651 20 01

hscompany@inbox.ru